?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вопрос на засыпку: какой город во второй половине 14 века был самым крупным и населенным в Европе? Подсказка: теперь он наш, уже несколько веков он находится там, где сейчас юг европейской части России.
Парадокс в том, что ответ вам не подскажет даже Википедия. Его вам попытается подсказать Акунин со своим вторым томом "Истории российского государства". И отчасти его подсказка будет верной – он угадает с географией города. А вот с размерами, населением, экономикой и даже с названием беллетрист ошибется.
Почему столько странностей? По многим причинам. О части из них я рассказал два года назад в трех больших детективных постах: со ссылками, картами и фотографиями. И с обещанием продолжить тему. Посты находятся здесь, здесь и здесь.

Продолжаю. Этот город прячется неподалеку от Волгограда, на берегу реки Ахтуба,
Галерея Альбомов Foto.ru

рядом с городком Ленинск
Галерея Альбомов Foto.ru

С названием гиганта историки, наконец, определились. Да, дискуссии еще продолжаются, но основная и самая убедительная версия такова: город назывался Гюлистан, что значит город роз. В течение двадцати лет Гюлистан выполнял функции столицы огромной империи, которую наши современники придумали называть Золотой Ордой. В эти двадцать лет Гюлистан был не только крупнее Сарая, знаменитой столицы Орды, от был крупнее европейских Парижа, Рима и Венеции, пострадавших от пандемии чумы. Самым же населенным городом мира тогда был китайский Линьань, теперешний Гуаньчжоу.

С названием города, расположенным рядом с нынешним Ленинском, вплоть до последнего времени происходило страшное. Долгое время город считали официальной столицей средневековой империи и называли то Сараем, то Новым Сараем, то выдуманным Сараем-Берке.

Сейчас его так называют в основном те, кто вырос с этими названиями и статусом, для кого они дороги и кто к ним привык. Недостоверное название сохраняется и на нелепом по содержанию стенде
Галерея Альбомов Foto.ru

и даже на охранных стелах,
Галерея Альбомов Foto.ru

Галерея Альбомов Foto.ru

установленных вокруг центральной части средневекового города. Так же оно вошло в книгу Акунина – вместе с другими неточностями.
Так где же находился любимец архивных документов и древних монет – Новый Сарай, точнее Сарай Ал-Джедид?
Все просто, факты свидетельствуют о том, что располагался он на территории современной Астраханской области, вблизи… Сарая. То есть и старый Сарай, и Новый Сарай располагались по соседству.
А на территории современной Волгоградской области Нового Сарая не было. Тот же гигантский город, который ошибочно долгие годы называли Новым Сараем, во времена монгольской империи назывался именно Гюлистан, город роз.

Гюлистан – совершенно уникальный археологический объект. При его раскопках было добыто абсолютно рекордное количество монет в истории России и СССР, а также огромное количество предметов быта и драгоценностей. Также рекордным является и количество монет, добытых здесь, а потом утраченных для науки. О причинах трагедии я рассказывал здесь.

Гюлистан появился в 1332 году, затем этот город стремительно вырос, стремительно набрал сокрушительную силу и стремительно погиб.
Не от чумы, не от землетрясения, а во время междоусобицы, от карательных мероприятий Мамая. Во время бойни и резни горожане массово прятались в подвалах и печах, что и показали многочисленные раскопки.
Из-за того, что жизненный путь Гюлистана был не долог, город не попал в картографическую традицию. Это-то и спутало карты историкам и археологам.

После гибели Гюлистана природа, время, досоветские археологи, копатели и местные жители превратили его в невнятный объект, с недавних пор охраняемый государством.
Внятность вносили разве что советские археологические раскопки, когда здесь системно раскапывали дома, улицы, каналы, дворцы и печи. А потом закапывали – по ряду причин.

В последнее же время научные раскопки Гюлистана стали большой редкостью. Ларчик открывается просто: на профильный факультет местного университета теперь могут принимать лишь платников, а потому желающих учиться профессии Индианы Джонса разом не стало. Как не стало и раскопок.
Но периодически раскопки все-таки случаются.
И потому, когда гуру волгоградских блогеров Анна Степнова маякнула, что под Царевым раскопали печь и дом, и нас там ждут, наш блогерский десант отправился на места увлекательнейших событий Средневековья.

На месте гидами согласились выступить замглавы администрации Ленинского района Сергей Алексанрович Цабыбин и краевед, автор книги "Вековой след истории" Людмила Зиневич.

Под Ленинском, в украшенной верблюжьими колючками
Галерея Альбомов Foto.ru

полынной степи,
Галерея Альбомов Foto.ru

в которой можно разглядеть контуры улиц и площадей, мы увидели и услышали многое.
Вот раскопки дома,
Галерея Альбомов Foto.ru

Галерея Альбомов Foto.ru

Галерея Альбомов Foto.ru

находящегося неподалеку от центра Гюлистана.
Да, это не кирпичный дворец, но судя по размерам и расположению, эта средневековая недвижимость была далеко не бюджетной.

На месте самого же центра города роз сейчас находится кладбище близлежащего села Царев.
Галерея Альбомов Foto.ru

Вот остатки средневековой глиняной посуды, которых здесь бери-не хочу.
Галерея Альбомов Foto.ru

Вот остатки чего-то металлического, которых здесь также превеликое множество.
Галерея Альбомов Foto.ru

Вот берег Ахтубы, на котором были расположены черпальные машины, наполнявшие гюлистанские каналы и водоводы.
Галерея Альбомов Foto.ru

Вот чий, который привезли на Ахтубу ордынские кочевники.
Галерея Альбомов Foto.ru

Вот холмы, под которыми прячется средневековая печь
Галерея Альбомов Foto.ru

и кое-что извлеченное из этой печи Никитой Барышевым.
Галерея Альбомов Foto.ru

Вот типичная стена в селе Царев, построенная из добытого прямо на месте средневекового кирпича.
Галерея Альбомов Foto.ru

Вот вид от села Колобовка, которое расположено на месте окраины Гюлистана.
Галерея Альбомов Foto.ru

А вот примерно-условное место основания знаменитой Сарской (Сарайской) епархии.
Галерея Альбомов Foto.ru

А вот пойма реки Ахтуба, которая с давних пор привлекает птиц разного полета.
Галерея Альбомов Foto.ru

А вот креативная и практичная местная сладкоежка.
Галерея Альбомов Foto.ru

Сергей Александрович и Людмила рассказали и показали нам много всяких историй, преданий и примечательностей.
И пусть наши неравнодушные гиды не поддерживают версию современных историков о названии города (они по-прежнему полагают, что под Волгоградом был не Гюлистан, а Новый Сарай), главного это не меняет. Местные краеведы как могут, способствуют изучению северной средневековой столицы Золотой Орды и мечтают о том, чтобы здесь появился-таки музей под открытым небом.
Мечтаю об этом и я.
А вам бы было интересно побывать в таком музее?

ЗЫ. В продолжение темы. Увлекательнейшая передача о столицах и прочих городах Золотой Орды.
http://www.youtube.com/watch?v=SH8tK7ZKUUw

И такой же текст.
promo docogo june 19, 2015 07:12 177
Buy for 100 tokens
Россия – заповедник, где продолжают практиковаться дикие способы лечения алкоголизма. Здесь все еще "чистят кровь", назначают ни разу не эффективные препараты и укладывают на стацлечение тогда, когда это и в помине не нужно. Почему? Не со зла, понятно, а из-за сложившейся за десятилетия системы…

Comments

( 95 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
danatapochkina
Aug. 27th, 2015 04:44 am (UTC)
Олег, Вы так интересно пишите и фото, как всегда отличные! Эту тему бегом не пробежишь. Так что, внимательное прочтение оставляю на попозже.)
docogo
Aug. 27th, 2015 04:53 am (UTC)
Татьяна, этот пост я писал с... июля 2013 года. Тема нерядовая, очень противоречивая.
Лишь пару недель назад я его дописал. Оставалось лишь его выставить. И вот, он здесь)
(no subject) - danatapochkina - Aug. 27th, 2015 04:57 am (UTC) - Expand
ervol
Aug. 27th, 2015 04:48 am (UTC)
В Испании вот эту фигню построили еще во времена Карфагена.

docogo
Aug. 27th, 2015 04:58 am (UTC)
Впечатляет!
А у нас почвы другие, а потому даже куда более молодые каменные дворцы давно превратились почти в ничто.
(no subject) - feona2003 - Aug. 28th, 2015 08:07 pm (UTC) - Expand
marian_baidek
Aug. 27th, 2015 04:49 am (UTC)
Красивый особнячок на второй фотографии, в котором ныне, надо полагать, расположилась местная администрацЫя.
Какому-то богатому купцу принадлежал и спасибо, что сохранился с тех времен.
docogo
Aug. 27th, 2015 05:00 am (UTC)
Да, все так. Это дом купца Конякина.
(no subject) - anna_stepnova - Aug. 27th, 2015 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - marian_baidek - Aug. 27th, 2015 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_stepnova - Aug. 27th, 2015 07:08 am (UTC) - Expand
alex_suhov
Aug. 27th, 2015 04:58 am (UTC)
город музей - это всегда интересно)
docogo
Aug. 27th, 2015 05:02 am (UTC)
Да и расположен Гюлистан удобно, рядом с современным городом-миллионником. Но что-то не совпадает, нет здесь музея до сих пор.
frolixan
Aug. 27th, 2015 04:59 am (UTC)
Интересный городишка!
docogo
Aug. 27th, 2015 05:03 am (UTC)
Очень)
lumixograf
Aug. 27th, 2015 05:00 am (UTC)
ого... иногда кажется, что уже всё раскопали и про всё написали в учебниках истории...
В которых, кстати, я и не встречал в школе каких-то особых рассказов про раскопки и такие находки, да и в универе тоже, а жаль..)
docogo
Aug. 27th, 2015 05:06 am (UTC)
Здесь много чего раскопали, фактически здесь родилась научная российская археология. Но писали об этом городе не много. Еще напишут)
livejournal
Aug. 27th, 2015 05:35 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal
Aug. 27th, 2015 05:35 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
glazuhov
Aug. 27th, 2015 05:38 am (UTC)
Очень познавательный пост. Это для меня открытие, что Гюлистан был самым крупным и неселенным городом Европы. Я все ж думал, что Константинополь, он в то время вроде бы еще не был турками захвачен.
docogo
Aug. 27th, 2015 10:36 am (UTC)
Константинополь был крупным городом до середины 14 века. Несмотря на все беды, которые приключились с ним в 13 веке. Там ведь было и полное разорение крестоносцами. Но с середины 14 века Константинополь начал резко деградировать, а в двадцатилетку расцвета Гюлистана он был значительно меньше северной ордынской столицы.
raduga2601
Aug. 27th, 2015 05:38 am (UTC)
сколько ж всего еще неизведанно .
интересный пост, Олег!!!!
хотелось бы конечно реально увидеть , да моя персона обречена еще года 2 сидеть ровно на одном мягком месте..
docogo
Aug. 27th, 2015 10:38 am (UTC)
Лена, да и у тебя по по соседству столько всего любопытного, копай-не-хочу)
(no subject) - raduga2601 - Aug. 27th, 2015 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - docogo - Aug. 27th, 2015 05:11 pm (UTC) - Expand
totmir
Aug. 27th, 2015 06:13 am (UTC)

и всё ли там засрано
или есть и чистые места, без Духовности?
docogo
Aug. 27th, 2015 10:39 am (UTC)
Там все чисто.
anna_stepnova
Aug. 27th, 2015 06:14 am (UTC)
Олег, поздравляю! И тебя, и себя ;-)
Я, наверное, сделаю своим девизом фразу "В России надо жить долго". Татушку что ли набить?..
docogo
Aug. 27th, 2015 10:44 am (UTC)
Ура, мы сделали это!
Для меня это самый долгий российский пост)
А ты, оказывается, на днях в другом ордынском городе побывала.
Я о Бельджамене вообще еще ничего не писал, а ведь рассказать-то мне есть что.
Придется жить долго.
(no subject) - anna_stepnova - Aug. 27th, 2015 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - docogo - Aug. 27th, 2015 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_stepnova - Aug. 27th, 2015 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - docogo - Aug. 27th, 2015 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_stepnova - Aug. 27th, 2015 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - docogo - Aug. 27th, 2015 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_stepnova - Aug. 27th, 2015 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - docogo - Aug. 27th, 2015 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_stepnova - Aug. 27th, 2015 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - docogo - Aug. 27th, 2015 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_stepnova - Aug. 27th, 2015 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - docogo - Aug. 27th, 2015 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_stepnova - Aug. 27th, 2015 06:37 pm (UTC) - Expand
airennet
Aug. 27th, 2015 07:01 am (UTC)
Прочитав заголовок, я сначала подумала, что речь идет о ставропольском Городе роз))
docogo
Aug. 27th, 2015 10:45 am (UTC)
Бери выше, у вас ЖК, а у нас целая столица!)
azarink
Aug. 27th, 2015 08:11 am (UTC)
отличный пост, интересные истории - выйду на пенсию - поеду исследовать
docogo
Aug. 27th, 2015 10:46 am (UTC)
Спасибо!
Хорошая идея)
need_to_smile
Aug. 27th, 2015 08:14 am (UTC)
Ох и любишь приукрашивать :)
У нас же тоже огромный Укек-Увек раскопали, носятся с ним, ежегодно проводят фестиваль 'Один день из жизни средневекового города' или как-то так. Классная тема :)
docogo
Aug. 27th, 2015 10:51 am (UTC)
Основной рассказчик об ордынский городах Ибн Баттута писал, что Увек был средним городом, Сарай же он описывал как город огромный.
А я ведь не то, что не приукрашиваю, я согласен со ставкой на понижение. Ведь еще недавно считалось, что стотысячный гигант Гюлистан - это и есть Сарай.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 95 comments — Leave a comment )

Profile

на раз
docogo
Олег

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel